Приветствую Вас Гость!
Среда, 18.10.2017, 23:20
Главная | Регистрация | Вход | RSS
Страница 1 из 11
Форум » Общее по казачеству и военной истории » История » "Одежда домодельная"
"Одежда домодельная"
ЗапорожецДата: Воскресенье, 25.10.2009, 17:27 | Сообщение # 1
Казак
Награды
загрузка подарков ...
Группа: Пользователи
Сообщений: 4
Награды: 1
Репутация: 0
Статус: Offline
Любители казачьей истории 16-17 вв., в том числе реконструкторы, говорят обычно о казачьей одежде этого перида как о привозной либо трофейной. Собственное производство принято относить к более позднему времени: так, первые шерстомойные предприятия на Дону появились только в 18 веке, а первая суконная фабрика в Новочеркасске - лишь в 1840 году.
Однако, ряд источников и сообщений свидетельствует, что уже в 16-17 вв. одежда уже шилась прямо на Дону. Об этом, например,как о само собой разумеющемся факте, говорит П.Краснов в "Картинах былого Тихого Дона"(1909 г.) : " Одевались казаки или в СВОЕЙ РАБОТЫ ЗИПУНЫ, или в одежду турецкую и татарскую, взятую в добычу. Большей частию носили дома и на походе ОДЕЖДУ ДОМОДЕЛЬНУЮ, а в праздники наряжались в богатые азиатские и польские уборы, взятые в походах. СУКНА получали из России в царском жалованье. Потом и сами казачки научились ткать из овечьей шерсти тонкие сукна.(Картины былого, с.105).
Попробуем исследовать две составляющие вопроса - из чего шили? и -кто шил?, иначе - ТКАНИ и МАСТЕРА.

ТКАНИ

Больше всего сообщений в "Донских Делах" и других современных им источниках о привозных тканях из царского жалованья. "Из дошедших до нас случайных известий устанавливается,что в течение 16 в. казаки получали жалованье в 1571,1584,1592, 1593 и 1594 г. Оно состояло из денег, хлеба, вина, пороха, свинца, серы, ядер, ХОЛСТА И СУКНА.(История Дона, с.103). Есть указания и на количество привозимой ткани: "В царствование Михаила Феодоровича обыкновенно войско получало ежегодно в жалованье: денег 2000 р., хлеба 400 четв., вина 50 ведер, пороху 40 пуд, селитры 40 пуд, серы 40 пуд, свинцу 40 пуд, СУКНА 40 ПОСТАВОВ.(При Петре Первом сукна привозилось уже 430 ПОСТАВОВ).-
(Сухоруков, кн.3 с 76.)
Кроме холста и сукна, присылались и другие, более изысканные ткани, да и само сукно различалось по качеству:
Грамота на Дон, 24 июля 1642 г.: "...а послано к вам нашего царского жалованья: 200 поставов СУКНА НАСТРАФИЛЮ... да сверх того тебя, атамана Осипа Петрова, пожаловали есмя, велели к тебе послать нашего царского жалованья СУКНО ЛУНДЫШ да КАМКУ добрую".(Сухоруков,кн.2 с.183). Среди подарков Зимовой станице в Москве в 1692 . значится - атаману КАМКИ 10 аршин, ТАФТЫ 5 аршин, СУКНА ЛУНДЫШ 5 аршин, рядовым казакам СУКНА АНГЛИЙСКОГО по 5 аршин (Сухоруков, кн.3 с.73). В 1592 г. царский посланник в Константинополь Григорий Нащокин привез казакам "государева жалованья постав СУКНА НАСТРАФИЛЮ, да 5 половинок ЕРЕНКУ, да 21 половинка РОСЛАВСКОГО; а велено дать лутчим атаманом по сукну по доброму, а иным по сукну по середнему, а достальным всем в раздел СУКНА РОСЛАВСКИЕ...И мы, государь, им сукна дали всем вместе не в раздел, постав НАСТРАФИЛЮ, да 5 половинок ШЕБЕДИНСКОГО, да 21 половинку РОСЛАВСКОГО...(Сухоруков, кн.1 с. 152).
Сукно царского привоза имело большое значение в снабжении казаков одеждой. Часть сукна, очевидно, хранилась в войсковом запасе и могло использоваться для дипломатических целей. Так, летом 1643 г. казаки готовились к отражению набега "турских и крымских людей" из Азова, и желая заполучить в союзники калмыков, готовили к ним посольство с подарками - "с СУКНАМИ И ПОРЕЧНЫМИ"(т.е мехами норки).- (Куц, с.230).
Конечно, не последнюю роль играла и военная добыча, как в виде тканей, так и готовой одежды. В отписке донских казаков в Москву от 23 августа 1622 г. перечисляются ткани, взятые на турецком корабле - " а с собою привезли наряду, что взяли на корабле, три пушечки да погромной рухляди: САФЬЯНОВ,ДОРОГОВ, КИНДЯКОВ, БЯЗЕЙ, ЛУКОВ немало"(Сухоруков, кн.1, с.190). При этом готовая одежда часто служила предметом дальнейшей перепродажи на Русь. В наборе товаров, вывезенных с Дона московским купцом А.Михайловым, есть "предметы восточной одежды, восточные ткани, ковры, украшения из золота,ломаное серебро, бобровые и лисьи меха"(Куц,с.62, со ссылкой на РГАДА ф.210.Разрядный приказ). Бежавший в 1635 г. в казаки станичный ездок с Валуек Сергей Круглин вскоре прислал домой жене и детям "КАФТАН ДОРОГИЛНОЙ,да девку-ясырку"(Куц, с.68). "Дорогильный кафтан" - из восточной шелковой ткани -"дороги".
Третьим источником поступления тканей на Дон была торговля. Крупнейшим торговым центром являлась столица: "На Черкасском торгу можно было купить СУКНА, КУМАЧИ, БАЙКИ, ПЛАТКИ, ЛЕНТЫ, НИТКИ и многие иные предметы"(История Дона,с.150). Большую активность проявляли русские купцы: "Весною и летом Русские купцы из Воронежа, Белгорода, Валуек, Ливен, Ельца, Оскола и других, покрывали Дон своими судами и привозили к ним хлеб, ХОЛСТИНУ, вино, мед. порох и свинец".(Броневский.кн.3 с.147). Когда в 1630 г.последовал разрыв отношений между Доном и Москвой и царское жалование перестало поступать, купцы по-тихому продолжали поставлять казакам все необходимое. 24 мая 1631 г. посланная на Дон "разведка" из царицынских стрельцов показала, что при них на низовье Дона приплыли из Воронежа "воронежские торговые люди" в бударах "со всякими хлебными запасы, и с медом, и с вином, и с зельем, и с свинцом, и С СУКНЫ".(Куц, с.71).
Немного отклоняясь от темы, приведем одно интересное сообщение - в 1628 г. московский торговый человек Гостиной сотни А.Михайлов привез на Дон на продажу 500 деревянных ковшей.(Куц, с.369) Сами же казаки, пользуясь по царскому указу правом беспошлинной торговли,ездили с товарами на Русь. В январе 1668 г. атаман Фрол Минаев с донскими станичниками показывали во время расспроса в Посольском приказе, что с Дона как сами казаки, так и торговые люди вывозят " рыбу всякую - свежую, и соленую, и вялу, кожи лосины, зубревые, козлины, и иных зверей - бобры, выдры". В свою очередь, как показывали сами казаки, к ним везли на продажу "хлебные всякие запасы, и вино, и мед. А товары - СУКНА СЕРМЯЖНЫЕ, ХОЛСТЫ, ЮФТИ КРАСНЫЕ,САПОГИ ТЕЛЯТИННЫЕ, и иные москотилные всякие товары"(Куц, с.313, со ссылкой на РГАДА, ф.210(Разрядный приказ).Столбцы Белгородского стола.№608л.90-91).
Таким образом, в описываемые период Дон имел довольно устойчивые каналы поставки тканей для пошива одежды - царское жалованье, военные трофеи и торговля. Примечательно, что не встречается сообщений о привозе готовой одежды(за исключением подарочных кафтанов атаманам), есть сведения о привозе готовой обуви.

МАСТЕРА

Прочтем внимательно достаточно известный текст - расспросные речи станичного атамана Саввы Кочетова, бывшего в Москве, 1705 г. в сентябре месяце, о неприятии казаками немецкого платья: " и платье де они(казаки) ныне носят по древнему своему обычаю, как кому из них которое понравится: иные де любят носить платье и обувь по-черкесски и по-калмыцки, а иные обыкли ходить в русском стародревнего обычая в платье и что де кому лучше похочитца, ТОТ ТАКО И ТВОРИТ, и в том же между ими, казаками, распри и никакого посмехания друг над другом нет; а немецкого де платья никто из них, казаков, у них на Дону не носит, и МАСТЕРОВ, ТО ЕСТЬ ПОРТНЫХ, КОТОРЫЕ Б НЕМЕЦКОЕ ПЛАТЬЕ МОГЛИ ДЕЛАТЬ, В ГОРОДКАХ ИХ КАЗАЦКИХ НЕ ЖИВУТ, и охоты де у них, казаков, кроме изволения государского, к тому немецкому платью нет..."(Сухоруков,кн.3 с.151). "Тот тако и творит" - можно понимать как "тот так и делает",т.е. заказывает, шьет? Мастера НЕМЕЦКОГО платья в казацких городках не живут; но, стало быть, другие мастера-портные-то - живут?!
В 1628 году, после "дипломатического скандала" в приграничных Валуйках. царские уполномоченные Н.Беклемишев и И.Тургенев проводили сыск среди жителей южнорусских городков о самовольных поездках на Дон. В материалах сыскного дела упоминается "немало людей, которые ездили к казакам для заработков. ЧАЩЕ ВСЕГО УПОМИНАЮТСЯ ПОРТНЫЕ И САПОЖНЫЕ МАСТЕРА, встречаются также мастера серебряных дел, кузнецы.... На вырученные деньги покупали лошадей(чаще всего для последующей перепродажи), на которых и выезжали через степь станицами(т.е.отрядами), нередко насчитывавшими 50-100 человек, обратно в города.Возвращались также и судами".(Куц,с.54 со ссылкой на РГАДА ф.210(Разрядный приказ).Столбцы Приказного стола№31.л.65-66). Чтобы заработать на хорошего коня, нужно шить долго и качественно,
проживая среди казаков.Высокая численность обратных станиц - по 50-100 чел. - указывает на массовый характер отхожего промысла. К 18 веку, ввиду активного имущественного расслоения казачества, портными могли стать и некоторые малоимущие казаки: "Очень слабо было развито на Дону и ремесло, так как из казаков им занимались лишь неспособные к службе и бедные. Основные же ремесленные работы выполнялись приходившими на Дон ОТХОДНИКАМИ из Великороссии и Украины"(История Дона, с.148).
Логично предположить участие в швейных делах женщин-ясырок,"коих собиралось иногда на Дону тысяч до трех... иногда жены донских старшин брали их к себе в дома ДЛЯ ХОЗЯЙСТВА или в собеседницы".(Сухоруков, кн.3 с.86). С увеличением числа женатых казаков в процесс включаются и жены-казачки, причем учителями их выступают опытные мастерицы-татарки:"Немного труда и искусства потребно было, чтобы получить звание ЧИБЕРКИ,(которое давалось досужим швеям), сшить кубилек,выстегать узорами одеяло или кафтан, выстрочить ожерелок кривым танком,бурсачками, разводами и проч. Этому обучали их ТАТАРКИ, и до сего времени почитающияся на Дону славными ЧИБЕРКАМИ... Татара, приписанные к Войску, достойны еще большего уважения... Женщины их почитаются лучшими швеями и рукодельницами на Дону(Броневский, кн.3 с.148 и 169). Рассказывая о казачках 1-й половины 18 в., Сухоруков подтверждает, что все мастерство их - "выученное от татарок или турчанок".
Итак, платье на Дону шили: а) матера-отходники из Руси и Украины, позже- часть бедных казаков ,б)Женщины-ясырки, в) донские татарки г)позднее - сами казачьи жены.

Источники,литература:

ДОНСКИЕ ДЕЛА, т.1,2
В.Броневский "История Донского Войска", в 3-х т. С.П.Б.,1834 г.
В.Д.Сухоруков "Историческое описание земли Войска Донского, в 3-х кн., Ростов н/Д,2005г.
"История Дона", издание РГУ,под ред.А.П.Пронштейна и др.,Ростов н\Д,1965г.
П.Н.Краснов "Картины былого Тихого Дона"(репринт 1994г. с изд.1909 г.)
О.Ю.Куц "Донское казачество в период от взятия Азова до выступления Степана Разина(1637-1667)"(монография),С.-Петербург,2009г.

 
Форум » Общее по казачеству и военной истории » История » "Одежда домодельная"
Страница 1 из 11
Поиск: