Приветствую Вас Гость!
Четверг, 02.05.2024, 17:55
Главная | Регистрация | Вход | RSS
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Общее по казачеству и военной истории » История » ОТКУДА ВЫ РОДОМ, ЧЕЛДОНЫ?
ОТКУДА ВЫ РОДОМ, ЧЕЛДОНЫ?
ВороновДата: Пятница, 23.10.2009, 22:36 | Сообщение # 1
Сотник
Награды
загрузка подарков ...
Группа: Администраторы
Сообщений: 356
Награды: 1
Репутация: 0
Статус: Offline
Помню, в далеком детстве, когда мы жили на Крайнем Севере, соседи называли родственников моей мамы челдонами, или чалдонами. Даже дразнили - мол, челдоны не любят работать, зато любят пить много чая. Но кто такие челдоны и что означает это слово, толком никто не знал. Правда, высказывали догадку, будто существовал в старину какой-то особый народ. В словаре русского языка я слово "челдоны" не нашла. Не могли бы вы рассказать о них?
Елена ДЕМИНА. Назарово.
Собственный корреспондент "Красноярского рабочего" Юрий Угольков попросил ответить на этот вопрос читательницы газеты доктора географических наук, профессора Томского государственного университета Алексея Михайловича Малолетко.
В недалеком прошлом в Сибири бытовало слово "челдоны" ("чалдона"), которым русские переселенцы в начале прошлого века именовали сибиряков-старожилов. В одних случаях понятие было чисто этнографическим и относилось к старожилам, в других же использовалось как уничижительное, оскорбительное и обозначало человека недалекого, этакого недоумка, болвана. Сейчас это слово почти вышло из употребления, и его можно услышать только в глухих уголках Сибири. И вряд ли кто уже объяснит происхождение этого слова и время его появления. А оно, это слово, несомненно, отражает какой-то этап заселения Сибири и связано с какой-то группой выходцев из европейской части страны.
Этнографы и лингвисты давно заметили неоднородность культуры русского населения Сибири, которое именовалось челдонами. В ней по разным признакам выделяется два слоя по материальной культуре, стилю и манере пения, выговору. Особенно четко два слоя русских старожилов различают коренные жители Сибири. Селькупы первых пришельцев называли паджо: паджо тыманда - русский пришел, паджо-лака - уважительное обращение к русскому. А казаков селькупы называли касак, касыр-гула... К паджо селькупы относились дружелюбно, к касыр-гула - враждебно.
Записанные в Сибири былины и обрядовые (свадебные) песни выявляют близость их к древнерусскому языку. Особенно показательно, что в Сибири до наших дней сохранилось в песнях слово "комонь". Так когда-то на Руси назывался конь. А в Сибири даже в прошлом веке распевали:
Тут стояли комони,
Все комони под коврами,
Один комонь не подкован.
В "Слове о полку Игореве" (написано вскоре после 1185 года) комони трижды упоминаются и ни одного раза - конь. Но в другом древнерусском эпическом произведении "Задонщина" (написано в 1380-е годы) 17 раз упоминаются кони и только дважды - комонь. Следовательно, к этому времени слово "комонь" уже начало исчезать из русского языка. А в "Сказании о Мамаевом побоище" конь упоминается 17 раз и ни одного - комонь. Выходит, к этому времени слово "комонь", то есть конь, на Руси уже вышло из употребления, и казаки Ермака в 1583 году не могли принести его в Сибирь. Таким образом, какие-то русские принесли это слово задолго до Ермака. Кто это был? Мы уже писали в "Красноярском рабочем" (20 сентября 2002 г.) о первых русских выходцах из-за Дона, которые основали в низовьях Иртыша колонию Лукоморье. Под таким названием эта колония появилась на западноевропейских картах. Русские пришли с реки Самара, где их звали самарами, или паджами. Среди них были Каяловы и Цынгаловы, потомки которых и ныне живут в Сибири. Ушли самары из-за Дона потому, что начались "страшенные войны".
По легендам Каяловых, они пришли в Сибирь за десять поколений (200-250 лет) до Ермака, то есть примерно во второй половине XIV столетия. В это время на юге России шли ожесточенные войны с половцами и татарами, а в 1380 году произошла знаменитая Куликовская битва (Мамаево побоище). Первые русские (самары-паджа) установили добрые отношения с местным населением ("жили с остяками душа в душу"), чем и объясняется уважительное отношение селькупов к русским паджо. Многие паджо вскоре "обостячились" и перешли на остяцкий язык.
С приходом казаков все изменилось. Как писала Галина Ивановна Пелих, известный сибирский этнограф, исследовательница истории Каяловых, обозленное казаками "остячье" стало всех грабить. Не уступали им и казаки, "честному народу житья не стало". Некоторые самары-паджо снялись с места и ушли на восток. Значительная часть их остановилась на Средней Оби у Нарыма, где известны юрты Паджины, Паджинское плесо на Оби, юрты Куяльские, фамилии Каяловы и Цынгаловы. Другая часть ушла по Тыму на территорию нынешнего Красноярского края. Еще лет 70 назад на реке Тым стояла русская деревня Каялова (между инородческими юртами Пыль-Карамо и Лымбель-Карамо).
Не самары-паджо придумали эту кличку и не они разнесли ее по Сибири. В послеермаковское время русское население в Сибири пополнилось выходцами с Русского Севера - с Мезени, Печоры, из Устюга, Перми, Чердыни и других мест. По-видимому, тогда представители второй (послеермаковской) волны русских и придумали кличку челдоны (чалдоны). Она в негативном смысле зафиксирована у русских жителей низовья Оби. Нам известно, что семьи Чердынцевых и Устюжаниных (явные выходцы с Русского Севера!), живущие в Кемеровской области, и старожилы Алтайского края до сих пор употребляют слово "челдон" в уничижительном смысле (балбес, болван, туповатый). Этот смысл слово "челдон" ("чалдон") приобрело в Зауралье, где послеермаковские казаки видели в более ранних русских переселенцах с Дона людей примитивных, занимающихся охотой и рыболовством, забывших земледелие.
Кличку челдон за Енисей занесли казаки второй переселенческой волны. А третья волна переселенцев (рубеж XIX и XX столетий) усвоила эту кличку и распространила ее на своих предшественников - на русское население второй волны. Более того, здесь усилился негативный смысл этой клички. Слово "челдон" в Иркутской губернии стало обозначать разбойника, бродягу, грабителя. Оно образовано от двух компонентов. Первый компонент происходит от древнерусского слова "чело" - самый первый, начальный, второй связан с Доном. Следовательно, челдон - это первый (выходец) с Дона. Эту кличку дали первым русским колонистам (паджо-самарам) казаки ермаковского "призыва", такие же выходцы с Дона, но не первые
 
Форум » Общее по казачеству и военной истории » История » ОТКУДА ВЫ РОДОМ, ЧЕЛДОНЫ?
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: