Проект «Чайка» — «Пресвятые Покрова» Какой же все-таки была казацкая "чайка"?
Какой же все-таки была казацкая "чайка"? В основу судна закладывался ствол большого столетнего дуба, которому придавали форму, выдалбливая сердцевину.
Толщина оставшейся древесины была значительна, предположительно 12 - 15 см, что не случайно, так как на пути к Черному морю на Днепре "чайки" приходилось тянуть и через пороги, и по мелководью.
К стволу дуба, выполнявшего одновременно роль днища и киля, крепились шпангоуты, которые подбирались по форме древесины так, чтобы не надо было затрачивать много времени на обработку.
Доски, составляющие борта, имели также значительную толщину и крепились к шпангоутам железными гвоздями.
Поперечную прочность "чайке" создавали скамьи для гребцов, которые крепились в борта. Щели обшивки конопатились мхом, использовалась также и смола деревьев.
Съемная мачта устанавливалась точно по центру судна и несла рей с небольшим прямым парусом.
Нос и корма "чаек" не отличимы друг от друга, и судно может двигаться в любом направлении, но все же зависит от того, в какую сторону будут грести гребцы.
Для управления судном казаки использовали весла, располагая их по бортам. Длина "чаек" достигала 20 метров, ширина — 3,5 метров, а осадка — всего 0,6 метра.
Помимо Дасколи, изучением строившихся судов и казацких походов занимался французский военный инженер Боплан, состоявший на службе русского царя.
Он особенно отмечал, что используемый тростник для придания плавучести ладьям в море казаки крепили по бортам к железным крючьям. Срезали казаки тростник уже перед самым выходом в море, не используя его на реке.
Приспособление тростника для придания судну плавучести — не казачье изобретение: его использовали еще киммерийцы на своих камарах, что очень просто и надежно. К сожалению, о казацких ладьях сохранилось очень мало, а изображения не сохранились вовсе. Ничего удивительного в этом нет. Ведь Сечь была временным прибежищем, да и не находилась на одном месте постоянно.
Возрождение нового Украинского самостоятельного государства связано с распадом Советского Союза. С созданием государства возник интерес к истории страны, в особенности к ее славному казачьему прошлому. В 1990 году в старинном украинском городе Львове товарищество "Киш" начало работу над проектом и строительством 16-метровой "чайки".
Ширина ее 3 метра. Строительство длилось три года, после чего корабль был перевезен на реку Днепр, где состоялся старт экспедиции, которая прошла тем же маршрутом, что и диера "Ивлия": устье Днепра - Стамбул - Пирей - остров Эльба — канал Дю Миди — Брест.
В 1995 году корабль принял участие в крупнейшем морском фестивале в Голландии - "Парус - 95", а в 2000 - в Брестском международном морском фестивале.
В 1992 году другом коллектив, именуемый "Украинское море", осуществил проект 22-метровой "чайки". Вместительная большая ладья была построена на судоверфи в г.Николаевс и от своих предшественниц существенно отличалась.
Если старинные "чайки" не имели палуб, то современная стала однопалубным двухмачтовым судном. "Эней" — такое имя в честь легендарного героя Троянской войны получил корабль.
Он начал свое путешествие из Одессы в 1993 году и совершил два плавания в Черном и Средиземном морях. Как и у предшественниц, обшивка современных "чаек" выполнена вгладь, нос и корма заострены и абсолютно одинаковы. Такая конструкция корпуса позволяет подходить к берегу и носом, и кормой.
Современные казаки, осуществив длительные плавания, доказали надежность и долговечность прекрасных ладей —"чаек", которые более столетия были помощниками украинского воинства в борьбе за независимость государства.