Приветствую Вас Гость!
Четверг, 02.05.2024, 19:35
Главная | Регистрация | Вход | RSS
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Общее по казачеству и военной истории » История » Воровские засеки
Воровские засеки
ВороновДата: Суббота, 24.10.2009, 11:35 | Сообщение # 1
Сотник
Награды
загрузка подарков ...
Группа: Администраторы
Сообщений: 356
Награды: 1
Репутация: 0
Статус: Offline
В народных преданиях засечные черты часто связывают с именем Степана Разина. И не случайно. Как показывают документы, в 1670 году они находились в руках повстанцев. Вот лишь пример тому.
Осенью 1670 года разинцы по Волге подплыли к Симбирску. Чтобы поддержать начавшееся восстание, Разин направил по черте своего друга и сподвижника Михаила Харитонова. В короткий срок в руках харитоновцев оказались укрепленные пункты Симбирской и Карсунской черт. "И ис Карсуни де пошли по черте, и по селам, и по деревням, помещиков и жон, их детей побивали и домы их разорили..." - говорится в документе.
Вслед за Карсунской чертой в руках повстанцев оказалась Атемарская, Саранская и Инсарская черты. Царю сообщалось, что разинцы хотят "иттить... по черте до Тамбова". И Михаил Харитонов строго придерживался этого направления. Двигаясь по черте, он захватил Нижний Ломов, Верхний Ломов, Керенск. Из Керенска повстанческая армия пошла на Шацк.
Аналогичная картина была и на черте от Тетюш до Кадома. Таким образом, за короткий срок все засечные черты от Волги до Цны оказались в руках повстанцев. В городах черт была установлена народная власть. Показателем размаха разинского восстания явился и тот факт, что разинцы создали свои черты. В документах они именуются "воровскими засеками". Этот вопрос, по существу, еще не оповещался в литературе. Вот почему на нем следует остановиться особо. Документы говорят о том, что "воровские засеки" охватывали большой лесной участок от Суры до Цны. Одна засека шла от города Курмыша, стоящего при впадении речки Курмыш в Суру, по дороге на город Арзамас. В документе сказано, что 10-11 ноября 1670 года царские "ратные люди" думного дворянина и воеводы Н. Левонтьева бились с повстанцами, "которые по Курмышской дороге сидели в крепостях, поделав шанцы и засеки". Каратели повстанцев "побили, и живых взяли 30-ти человек, и засеки и земляные крепости у тех ворово разорили".
"Воровские засеки" шли также от Арзамаса к городу Темникову. 27 ноября 1670 года полковой воевода Ю. Долгоруков писал о них в приказ Казанского дворца: "А дорога, государь, от Орзамаса х Темникову лесная и темная, и засеки большие..."
Следующая "Воровская засека" была под Темниковым на речке Ужовке. О ней "...Мишка Ильин с пытки сказал: в Темникове де воровские люди стоят тысяч с 7 и больше, и засеки де у них засечены от Кадомы к Темникову на речке Ужовке в дву местах".
Практически через весь Кадомский лес пролегли "воровские". Кадомец Исайка Фатеев говорил кадомскому атаману Абрамке Федотову: "В Темникове де городе стоят воровских людей полон город, а от Кадома де засечены к Темникову засеки, и на тех де засеках стоят воровских на стороже тысячи з две". 23 ноября 1670 года полковой воевода Иван Петрович Лихарев писал князю Юрию Алексеевичу Долгорукову: "Ноября де, государь, в 19 день пришел он с твоими великого государя ратными людьми в Кадомский уезд на большой Кадомский лес.
И на том де, государь, лесу на Черной речке засечена засека, и у той засеки стояли на стороже воровские люди. И твои де великого государя ратные люди тое засеку, объехав, розсекли и воровских сторожей переимали. И те де, государь, воровские сторожи в роспрос и с пытки сказали: - Стояли де, государь, они на стороже от воровских людей. А воровские де люди стоят блиско реки Варнавы в засеке с 500 человек и больши, устроясь большими станами с знамены и с барабаны. А засека де, государь, засечена в длину на 3 версты, а поперег на версту. А атаман де у тех воровских людей Кирилов крестьянин Горина Сенька Белоус. И ноябрь ж, государь, в 20 день он, стольник, и воевода, с твоими великого государя ратными людьми учинили бой". Сражение выиграли правительственные войска. "...На той засеке воровских людей побили и атамана их воровского убили и знамена и барабаны их воровские взяли".
Далее сообщается, что того же числа "к той же засеке шел на помочь к воровским людям воровской есаул Ивашко Захаров, а с ним воров больши 300 человек". Царские "ратные люди" этих людей, "не допустя до той засеки верст за 6, побили", а часть "живых поимали". С пытки пленные сказали, что от того места, где был бой, "в 8-ми верстах стоят воровских люди в засеках, а сколько воровских людей, того не ведомо. А в Темникове де, государь, воровских людей в зборе тысечь с 6..."
Здесь же говорилось, что в Кадомской уезде "воровских людей" с 300 человек, стоят в засеке в вотчине боярина князь Ивана Борисовича Репнина села Вознесенского". Эту засеку секли "розных помещиков крестьяня", некоторые, правда, были заставлены повстанцами "невольно засекать засеки".
Итак, как видно из документов, "воровские засеки" в Кадомском лесу меж Кадома и Темникова были "на Черной речке", правом притоке Цны; у "реки Варнавы", правом притоке Мокши; у села Вознесенского, ныне Вознесенское Нижегородской области, у реки Ужовки, притоке Мокши под Темниковым.
Были "воровские засеки" и в Большом Ценском лесу, между Керенском и селом Конобеево. В отписке полковника Ф. Зыкова полковому воеводе Я. Хитрово 29-30 ноября отмечалось: "В лесу на дороге у воровских людей засечено 3 засеки, первая засека от села Алдалова с версту, а другая засека от первой засеки в верст с 7 на Омесеевском лесу, а третья засека переезжаючи лес блиско Зарубкина, а на тех засеках стоят человек по 100. А воровской де их сбор и воры стоят Мишка Харитонов с товарищи в деревне Зарубкине... Всех де воровских людей с атаманом с Мишкою Харитоновым в Зарубкине в собранье, сказывают, тысеч с 5, а все де люди керенцы да Верхнева да Нижнева города Ламовов служилые люди и крестьянства". Для штурма этих засек полковой воевода Я. Хитрово запросил от царя "пехотный людей", мотивируя это тем, что стоящие "в лесах у воровских засек" тамбовские "драгуны и солдаты не надежны".
Силы были даны. В начале декабря правительственные войска начали штурм "воровских засек" около сел Алдалово и Зарубкино. Полковой воевода Я. Хитрово сообщал в разрядный приказ: "И по твоему великого государя указы с твоими великого государя ратными людьми и с смоленскою шляхтою из Шацкого пошел я, холоп твой, декабря в 8 день к Кадомскому уезду к деревне Зарубкиной...", чтобы "учиня промысл над воровскими людьми, итти по черте к Ламову и Верхнему и к Нижнему". По сообщению Я. Хитрово в Посольский приказ, бой проходил так: "В нынешнем, государь, во 179-м году декабря в 9 день по твоему великого государя указу из Шацкого уезду с твоими великого государя ратными людьми и с шляхетским полковником з Денисом Швыйковским и ево полку московскому списку, и с смоленскою и з бельскою и з рословскою шляхтою шол я, холоп твой, на воровские засеки через большой лес. И у тех, государь, засек твоих великого государя ратных людей декабря в 11 день с воровскими людьми был бой. А на том, государь, бою полковника Денисова полку Швыйковского твои великого государя ратные люди московского спискау и шляхта к тем воровским засекам приступали жестоким приступами, бились явственно, не щадя голов своих, и у тех воровских людей побивали и знамена и зелья и свинец у воровских людей отбивали".
Остатки разинцев отошли к деревне Ачадово Керенского уезда, где 13 декабря 1670 года вновь вступили в сражение с правительственными войсками. Победу одержали царские войска.
В декабре 1670 года "воровская шатость" по засечным чертам была ликвидирована. Кругом лилалсь кровь повстанцев. Пособников Разина забивали до смерти плетьми, топили, вешали, сажали на кол, четвертовали, сжигали... С лица земли были стерты целые селения. "А которые де, государь, деревень мордва с твоими... ратными людьми бились, велел те деревни сжечь и воровские люди многие в тех деревнях сгорели"", - писал царю Ю. Долгоруков. В итоге целые участки засечных черт оказались "в пустоте". Летом 1671 года инсарский воевода Вышеславцев доносил царю, что казачьи службы татар и мордвы по засечным чертам находятся "в пустоте", что их "пашни залегли", а сами они "померли на твоей Государевой службе", детей у них не осталось, а другие, "покиня службы", сбежали в Пензенский, Ломовский и Саранский уезды.

Из книги В.И. Лебедева "Легенда или быль. По следам засечных сторожей", Саратов, 1986 год

 
Форум » Общее по казачеству и военной истории » История » Воровские засеки
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: