Приветствую Вас Гость!
Четверг, 28.03.2024, 21:51
Главная | Регистрация | Вход | RSS
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Общее по казачеству и военной истории » Вопросы по казачеству » Мещерские сторожи
Мещерские сторожи
ВороновДата: Суббота, 24.10.2009, 12:17 | Сообщение # 1
Сотник
Награды
загрузка подарков ...
Группа: Администраторы
Сообщений: 356
Награды: 1
Репутация: 0
Статус: Offline
В ''Списке населенныхъ местъ'' Пензенской губернии: ( Пензенская губерния. С.- Пбургъ,1869г., стр.ХV-ХVI)'' Сторожи.... и украинские города получили правильное устройство только при Иване IV, когда был учрежден порядок сторожевой службы в 1571 г. Раньше, около 1556 г., была известна линия украинских городов, начинавшвяся от Алатыря и проходившая на Темников, Кадом, Шацк и т.д. До Путивля и Новгорода – Северскаго.... Впереди этой линии, в самой степи, к которой принадлежал тогда и описываемый нами край, проводились засеки, забои в реках и другие полевые укрепления, составлявшие сторожевую, оборонительную линию против татар. От городовых укреплений, вперед на 4 или 5 дней пути, стали заводиться новые сторожи, которые находились между собою в постоянных сношениях. Сторожи эти тянулись внутрь степи несколькими группами в разных местах. Самая восточная группа сторожъ лежала в пределах нынешней Пензенской губернии и шла от р. Барыша через Суру на Мокшу до р. Ломовой (посредине губернии). Ллиния эта называлась сторожами Мещерскими. Такое название указывает и на связь их с украинскими городами в бывшей Мещерской области и пребывания Мещеры в центре губернии. Мещерских сторожъ в губернии было три: 1-я на р. Мокше, между Сурой и Мокшанским лесом (на месте Мокшана), 2-я в верховьях рч. Ломовой (к югу от Верхнего Ломова) и 3-я по течению р. Вада (на правом берегу, в Керенском уезде)''.
Более сведений о Мещерских сторожах и станичной службе, - между р. Волгою и Шацко – Тамбовом, - в 1-м т. ''Актов Московского государства'', которые я приведу. В 1571 г. дан ''Царский приказ о назначении кн. М.И.Воротынскаго ведать станицы и сторожи и о созыве в Москву станичных голов, вожей и сторожей для распроса''(№1). Велено ''доискатись станичных прежних списков'', созвать в Москву для распроса....и из Мещеры ... тех, которые прежь сего езживали лет за десять или пятнадцать...'', при их участием состоялся боярский приговор о сторожевой и станичной службе. На южной и ого – восточной окраинах по новой росписи поставлены 67 сторож. Между р. Барышом, правым притоком Суры, и р. Цной, левым притоком реки Мокши, предписывалось стоять Мещерским сторожам, их было пять.
/В статейной книге о Нагайских делах упоминается в 1549 г. о воротах на Идовской дороге (Мещерские сторожа)/. По расспросам опытных станичников составлена ''Роспись Мещерским сторожам''(№9), а по осмотру на месте ''Роспись Мещерским сторожам по дозору Юрья Булгакова да Бориса Хохлова 79 года''(№14) Приведу последнюю:
''1-я сторожа на речке на Карсанаевой а Карсанаева речка впала в Барыш реку ниже Баранчеева городища с правую сторону, а беречи им меж Барыша и Сурскаго лесу, а сторожем стояти на левом верху с русские стороны под рогом под Пичимром а переезжати вниз по речке по Карсанаевой до речки до Барыша, а переезду верст с пятнадцать а вверх по Карсанаевой переезжати до большово до Сурскаго лесу верст с пятнадцать же, а сторожем на той стороже из Олаторя шти человекам.
2-я сторожа усть Шокша реки под Сурским лесом а сторожем на той стороже стояти из трех городов из Кадомы, да из Темникова, да из Алаторя шти человекам из города по два человека, а переезжати верх Шокша до усть речки Кивлея верст с пятнадцать.
3-я сторожа усть Шокша под Мокшанским под Большим лесом а переезжати им вниз по речке по Шокше до усть речки Кивлея, переезду верст с пятнадцать, а сторожем на ней стояти из Кадомы, из Темникова да из Олатыря шти человекам из города по два человека.
4-я сторожа на речке на Ломовой усть речки Шукстры выше верхней дороги а переезжати вниз по речке по Ломовой до Мокшанскаго лесу верст с пятнадцать а сверх Ломовой переезжати до водовских сторожей верст полтретьятцать а сторожем на ней стояти из двух городов из Кодомы да из Темникова шти человекам из города по три человека.
5-я сторожа вверх речки Буртаса и вверх речки Ваду и вверх речки Ломовой, а переезжати на лево Водовскою дорогою и Идовскою дорогою до речки до Выши, а переезду верст с сорок, а сторожем на ней стояти из дву городов из Кадомы да из Темникова по три человека из города.
Сторожи из Шатцкаго.
1-я сторожа на речке на Липовице под большим рогом ниже Дубровы а переезжати на низ по Липовице до Цны ниже Кузминской гати против поляны Тярангужи, переезду верст с пятнадцать, а на другую сторону переезжати вверх по Липовице до дву лесов переезду полднища верст с двадцать, а сторожем стояти из Шатцкаго да из Рязскаго шти человекам из города по три человека.
2-я сторожа на речке на Челновой усть речки Ламки, а переезжати на лево по дву лесов переезду верст с сорок, а на право переезжати до верх Воронежа Польсково до Мокеева липяга верст с тридцать, а сторожем на ней стояти из Шатскаго да из Рязскаго шти человекам из города по три человека.
В росписи № 9 говорится несколько иначе о месте сторож на р. Шукше и о переездах сторожевых людей:
2-я сторожа на речке на Шокше меж Суры и Мокшанскаго лесу;а сторожем на ней стояти из Кадомы, да из Темникова. да из Олатыра двунадцати человекам, по четыре человека из города, а быти на сторожах из Кадома да из Темникова татарам да мордве, а из Оларыра казакам, а беречи им и разъезжати направо до Мокшанскаго лесу до речки до Кисси верст с двадцать, а на лево к усть Шокше речки к Суре реке верст с сорок;
3-я сторожа верх речки Ломовой, а сторожем на ней стояти шти человекам из Кадомы да из Темникова, из города по три человека, а беречи им разъезжати на лето до Мокшанскаго лесу верст с шестьдесят, а направо разъезду нет;
4-я сторожа вверх Ваду; а сторожем на ней стояти из Кадомы да из Темникова шти человекам, из города по три человека; а беречь им и разъезжати налево чрез Вадовскую и Идовскую дорогу до Ломовских сторожей верст с шестьдесят''.

В 1571 г. состоялись боярские приговоры: о станичной и сторожевой службе (№ 2); о назначении мест, где стоять головам в поле, и до коих мест ездить от них станицам (№ 4); о пожоге полей, с расписанием: из каких городов станицам какие поля жечь (№13).
В наказе о станичной и сторожевой службе подробно говорится о службе сторожей и станичников и чтобы были '' усторожливы от крымские и от нагайские стороны''
В № 4-м..... ''Пригоже быти на поле четырем головам: первой головой стояти на Волге под Караманским лесом из Казани, а другой голове стояти из Шацкаго на Дону на нагайской стороне в Вежках, выше Медведицы и Хопра''...''А разъездом быти от голов: которой голове стояти под Караманским лесом из Казани, и от тое головы ездити на гору по Волге до Тетюшскаго города; а проезду днища с четыре, а на подол к Волге до верх Балыклея, а проезду днища с три или меньши. А которой голове стояти на Дону в Вежках, выше Медведицы и Хопра, и от тое головы переезжати гряды направо за Дон кверх Айдару, а проезду до тех мест два дни, а налево к Волге до усть Балыклея, а проезду до тех мест четыре дни''......''А людям с теми головами быти из разных украинских городов детям боярским и казакам по росписи, под Караманским лесом из Казани да из Свияжскаго десять человек детей боярских тридцать человек татар и чувашь, из Олатыря шесть человек детей боярских да двадцать человек казаков, из Темникова, да из Кадомы, да из Шацкаго двенадцать человек детей боярских, да десять человек татар, да десять человек мордвы, из Шацкаго ж двадцать человек казаков, из Рязскаго шесть человек детей боярских, десять человек казаков''....,А на Дону в Вежках выше Медведицы и Хопра с головою быти людям из Шацкаго девять человек детей боярских да двадцать человек казаков, из Рязскаго шесть человек детей боярских да казаков десять человек, из Донкова шесть человек детей боярских, из Темникова да из Кадома двадцать человек татар да двадцать человек мордвы, из Олаторя восемь человек детей боярских да двадцать человек казаков''.....''А голов выбирати под Караманский лес воеводам из Казанских и из Свияжских жильцов детей боярских добрых. А на Дон в Вежки..... из Мещеры... , которым головам к которым местам ближе''.

В № 13-м...''Из Мещеры поле жечи от Шатцкаго города от Каменово броду до Сувалы и по обе стороны Сувалы да к Елань Сувале и к Тилеорману и по обе стороны от Тилеормана вверх по Вороне, а отпустити по тем урочищам станица шесть человек.
А по Идовской дороге жечи поля по Буртасу и по Камышлею от казачьи дороги от верховья и до низу, а отпустити из Шатцкаго же ко тем урочищам другая станица шесть человек, а росписи им давати велеть порознь''.

1577 г. Послана ''Государева грамота в Темников князю Еникееву о посылке сторожей на польские сторожи и запись о посылке таких же грамот воеводам украинских городов, с приложением росписей сторожам''(№ 18). .....''А се сторожевые росписи''..Города, высылавшие сторожевых людей, теже: Алатырь, Темников, Кадом и Шацк; места сторожей теже, - что по росписи 1579 г., по дозору Булгакова и Хохлова (№ 14).\
«1577 г. февраля. Извлечение из доклада и боярского приговора о росписании детей боярских на полевую службу в Разряде, а не воеводам.» . (№20)...... ''...Меж Дону и Волги, под Тилеорманским лесом, быти людем с станичными головами их товарыщем станичником и вождем мещеряном, да отоманом мещерским поместным, да сними ж Цненская и Мокшанская мордва, да казаки из Шатцкого... А под Тилеорманский лес, меж Дону и Волги, стояти велено станичным головам из Мещеры с своими товарыщи, да с татары и с мордвою, которые по Цне и по Мокше...''.
«1577 г. апреля 29 – 1578 г. сентября 13. Извлечение из росписи, где стояли в поле головы в 85 году для береженья от приходу воинских людей. И из боярского приговора, где стоять им в 86 году».
''...В четвертом месте головы стояли меж Дону и Волги, под Тилеорманским лесом с весны; из Мещеры станичная голова Посник Башкин с товарищи, стал на месте апреля в 29 день, а людей сним было его товарыщи, да отоманы мещерские, да мордва Цненская, да Мокшанская, да шатские казаки, всего 56 человек.
Посника обменил Борис Свищев, стал на срок В Шатском в другое воскресенье Петрова поста, июня в 16 день, а на месте стал июля в 13 день, а людей с ним было дети боярские его товарыщи станичники, да отоманы донские, да мордва Цненская да Мокшанская, да шатцкие казаки, всего 56 человек''.
Бориса обменил станичная голова Рохманин Вышеславцов, стал на срок в Шатцком на Семен день, сентября в 1 день, в неделю, а на месте под Тилеорманским лесом стал в пятницу на другой неделе после Семена дня, сентября в 13 день. А людей с ним было: детей боярских, его товарыщев станичников, да мордвы Цвенские, да Мокшанские, да шатских казаков всего 55 человек... (А.М.Г.,т.1,стр.49,№27; Т.П.У.А.К.,кн.1,отд.2,стр,8-9.).....а разъезды станицам от голов были : направовверх по Елани да кверх Тулучеевой до Меловых гор; съезжались те станицы с теми станицами, которые станичники приезжали к Меловым горам от голов от усть Богатово Затону, а на лево разъезды были станицам к Волге до Змеева Камени, который камень лежит против Медвежья острова усть Керешки, а с вестми станичники бегали, которые переезжали сакмы воинских людей едучи к Меловым горам – в Шатцкой, а которые станичники переезжали сакмы воинских людей едучи к Волге к Медвежею острову, те станичники половина их бегали с вестями к головам под Тилеорманский лес, а другая половина бегала в Темников''....''а выслушав приговорили: головам на поле стояти для береженья от приходу воинских людей по старым местам, в которых местах наперед того в прошлом в 85 году стояли, а людям с ними приговорили быти по прежней же росписи''....''а Мещерским станицам ездити по вестем, как почаяти Крымских и Ногайских больших воинских людей приходу на государевы украины, ездити вниз по Дону к Клеткам и до Переволоки до Волжские и ниже, где ходят Ногайские люди в Крым и из Крыму в Ногай и перелазят Дон на Крымскую сторону и из Крыму на Ногайскую''.
«1579 г. Извлечение из распроса боярином Н.Р.Юрьевым станичных голов о лучшем способе охраны Калмиусской дороги, и приговора о расположении голов и станиц в степи».
''...А что стояли головы наперед того на поле меж Дону и Волги под Тилеорманским лесом, на реке на Вороне, меж Олабуги и Богонской поляны, из Мещеры, а ставились станичные головы своими товарыщи, а с ними Цненская да Мокшанская мордва, да шатцкие казаки, всего по 70 человек с головою, оберегали Шатцких, и Темниковских, и Кадомских, и Курмышских и Алаторских, и Арзамасских мест, а разъезжали направо до верх Тулучеевой, проезду три днища, а назад то ж, а налево к Волге до Медвежья Острова, и тем головам приговорили, вперед в тех местах не стояти, потому что от тех голов про приход воинских людей прямых вестей мало бывало...''.
«1586 – 87 гг. Извлечение из боярского приговора по поводу выписки из приговоров с 1573 по 1581 г. о расположении голов и станиц в поле, о новом расположении голов и станиц с приложением росписи Ливенских сторож иВоронежских 1587г.».(№ 31)
''... В – 4-м месте из Мещеры стояли головы меж Дону и Волги под Тилеорманским лесом, на реке на Вороне, меж Алабуги Богановской поляны, а розъезды были направо до верх Толучеевой проезду три днища, а назад то ж, а на лево до Волги, до усть Корешки и до Змеева Камени', что потив Медвежья острова, проезду пять днищ и назад то ж. А в головах стояли станичные головы со своими товарыщами, да в прибавку Цненская да Мокшанская мордва по 70 человек с головою, оберегали те головы Мещерских, и Олаторских, и Курмышских, и Арзамасских мест. А стояли головы с весны и до зимы, переменяясь по 2 месяца, опричь проезду. А станицы от них ездили по наказу встречаясь и признаками меж себя станичники менялись, а дети боярские с головами посланы добрые и конные с больших статей и с середних... И от 88 году и по ся места под Тилеорманским лесом головы не стояли, потому сказывали головы станичные и станичники, что меж Дону и Волги воинские люди мало ходят, все ходят новою Калмиюскою дорогою, а и пойдут которые малые люди,и придут на Олаторские места, и на Орзамаские, и на Мещерскую, на верхнюю на Мокшанскую, и на Цненскую мордву, и тех людей сакмы объезжают станицы Орзамаские...''. (Т.П.У.А.К.,кн.1,отд.2,стр.9-10; А.М.Г.,т.1,стр.58,№31.)
Из этих документов мы видим, что стража выставлялась с весны и до зимы, время возможных набегов степняков, и менялась каждые два месяца. Головы со станичными головами ''со товарыщи'' выставлялись на узловых местах возможного появления степняков, переправах и дорогах. Из голов в разные стороны высылались в дозоры станицы, которые встречаясь обменивались между собой информацией. При этом место расположения голов менялось в зависимости ''о лучшем способе охраны '', а при обнаружении татарской сакмы или неприятеля уведомляли голову и гарнизон ближайшего города-крепости. Стража комплектовалась из Шатцкого, Темниковского, Кадомского, Алатырского и др. ближайших городов, в зависимости от расположения. Состав стражи, особенно наглядно это видно из росписей Мещерских сторож ''под Тилеорманским лесом'', состоял из детей боярских, вожа мещерянина, служившего проводником, мещерских или донских атаманов и шацких казаков, в придачу к которым выделялась Цвенская и Мокшанская мордва. Притом, меняясь через оговоренное время, шацкие (или иные) казаки по росписи и вспомогательное «ополчение» аборигенной мордвы (или иных туземных племен), привлекались постоянно, то «старший», «отоманский» состав мещерского и донского казачества менялся, по наряду или существующей договоренности, что в свою очередь, свидетельствует о тесной связи между мещерскими и донскими казаками. Забегая вперед, можно сделать предположение, что часть мещерских казаков стали основой городового казачества, а остальные слились с вольными донскими казаками.

1625 г. ''Память в приказ Казанскаго дворца из Разряда о посылке грамот к воеводам в города; Аларырь, Курмыш, Темников, Касимов и Кадом об извещении дворян и детей боярских тех городов, - быть готовыми на службу''.(№ 181). ''Лета 7133 июля во 2 день.... Государь...указал детем боярским Алатырцам, Курмышанам, и Мещерских городов, иТемниковским, и Касимовским, и Кадомским и Цненским князем и мурзам и татарам других половин, которые ныне живут по домам, быть к своей государеве службе готовым совсем; а идти имъ на государеву службу в полки вскоре, а как на государеву службу идти и на который срок стати, и о том к ним государев указ будет тотчас.''
После постройки городов Керенска и Тамбова сторожи подались с Шацкой засеки в степь: они шли от верховьев р. Цны к р. Буртасу. В писцовых книгах писца князя Василия Кропоткина 182 – 186 г.г., написано: '' В Верхоценской волости... от села Морши и от Цны реки в 5-ти верстах учинена валовая крепость на реке Кашмате от приходу воинских людей в Верхоценскую волость, в Ценском черном большом лесу.... А лесу до степи, которая степь пошла к Саратову, по сказке сторожевых людей, 40 верст.... И по указу великаго государя в том городке на караул стоят Верхоценские волости и Рыбные Пустоши старых и новых сел крестьяне с выти по человеку, переменяючися понедельно''. ( Писц. кн., Тамбов, 1888г.,стр.48).
Роль Мещерских сторожей трудно переоценить. Сторожа и станицы Мещеры и всего южного и юго – восточного порубежья государства служили передовым дозором и щитом земли Русской от угрозы ''степных разбойников'' на протяжении веков, так же они обеспечивали дозор и охрану при строительстве засек и создании единой ''Большой засечной черты''. Далее, часть Мещерских сторожей вошла в гарнизоны обновленных и вновь построенных городов- крепостей Черты, продолжая нести дозорную и иную службу, а остальные были переведены на другие украины бескрайнего пограничья Русского государства, где слились с служилыми людьми тех мест.

 
Форум » Общее по казачеству и военной истории » Вопросы по казачеству » Мещерские сторожи
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: