...Перед тем как некрасовцы из села Коджагёль погрузились на теплоход "Грузия", турки наговорили казкам всяких небылиц, о том, что их ждет в стране Советов. Одна несуразнее другой:
- Как только приедете к коммунистам в Россию, - страшили казаков, - детей ваших отберут у вас и поместят их в
специальные детские приюты. Потом женщин - в одну сторону, а мужчин в другую. Женщин угонят коров доить, а
мужчин - строить военные базы. Но это всего лишь малая толика той брехни, которой вешали на уши некрасовцам
турки.
И конечно же такие разговоры для отгороженных глухой стеной от реальных вестей о жизни в Совдепии некрасовцев,
не прошли бесследно.
Вот пример одного курьезного случая (рассказал фотограф из Буденновска, воспоминания которого хранятся в
Центре традиционной русской культуры казаков-некрасовцев и молокан):
- После обеда меня пригласила к себе в квартиру некрасовка Бабаёва Татьяна Васильевна, чтобы сфотографировать
их семью. После фотографирования разговорились и Татьяна Васильевна рассказала, как её дед получил путевку в
Кисловодский санаторий: "Сколько мы горя претерпели, когда мой дед получил эту путевку. Просто смешно
говорить. Дело-то вот в чем, когда мы уезжали из Турции, нам турки и американцы говорили, что, мол, поедете в
Россию, худо вам будет. Первым делом от вас отделят ваших детей. Мужчины живут в России отдельно от женщин, то
есть мужья в одних домах, женщины в других. По воскресеньям мужьям и женам разрешают встречаться. Жены в
России общие и мужья тоже. Детей, когда рождаются, их у родителей забирают. Но это у молодых. Там живут только
молодые, старых нет. Стариков отправляют на такие заводы, где варят из них мыло. Мы слушали и боялись, но
делать нечего, решили ехать, назад пятиться нельзя.
Приехали в Кумскую Долину, дед с сыном стали работать, через некоторое время деду дали путевку в Кисловодск.
Принес он эту путевку, показал нам, ну мы и пали духом, "не иначе, дед, тебя на мыло отправляют". Проплакали
остаток дня и всю ночь с дедом, прощались, а утром говорю я деду, отнеси эту путевку в контору, отдай, может
останешься с нами. Ушел дед. Через некоторое время возвращается и говорит, что не берут, велят ехать. Говорят,
на тебя государство деньги затратило, а ты отказываешься, тогда плати деньги. Денег-то у нас нет, чтобы
заплатить государству за всю путевку и отказаться от нее, чтобы дома остаться.
Стал дед собираться в дорогу. И пока мы его провожали, думали, что сами умрем от слез. Дед уехал. Через
некоторое время получаем письмо от него, что живет он хорошо, кормят, поят, купают и молодые жинки в белых
халатах за ним ухаживают. А я прочитала, старая, и думаю, что не иначе, как моего деда подготавливают на мыло.
Всю ночь проплакала, через две недели приехал мой дед цел и невредим. "Какие же мы дураки, - говорил дед, -
чего боялись, так можно ездить каждый год". Когда рассказал дед, как он отдыхал, мы долго после этого смеялись
над собой, что поверили такой брехне в Туретчине".
Из книги Г. Карибова "Казаки-некрасовцы на Ставрополье", "Евразия+"М.2005