Приветствую Вас Гость!
Четверг, 28.03.2024, 16:54
Главная | Регистрация | Вход | RSS
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Общее по казачеству и военной истории » Вопросы по казачеству » Как казацкие жены джигитов щами угощали
Как казацкие жены джигитов щами угощали
ВороновДата: Суббота, 24.10.2009, 12:43 | Сообщение # 1
Сотник
Награды
загрузка подарков ...
Группа: Администраторы
Сообщений: 356
Награды: 1
Репутация: 0
Статус: Offline
...11 июня (1774 года) огромное огромное скопище появилось в виду Моздока. Впереди всех гарцевали кабардинцы. Они проходили так близко от крепости, что по ним открыли пушечный огонь. Горцы обошли, однако, Моздок и со всеми силами бросились на новые, только недавно отстроенные станицы моздокских казаков. Но городки, к удивлению их, оказались пустыми. Тогда они устремились к Науру, а вслед за ними широкое зарево разлилось по всему небосклону: то горели зажженые ими казачьи городки, в которых разграблено было все, что только в них оставалось.
Был Духов день. Казаки со своими семьями, разодетыми по праздничному, находились в церкви, когда на пикетах вдруг раздались ружейные выстрелы, и прискакавший во весь опор казак крикнул магическое: "Идут!". Все бросились к оружию.
Через час, 11-го июня, станица была уже обложена восьмитысячным скопищем. Горцы, очевидно расчитывали захватить ее врасплох и вовсе не знали об ее укреплении. А между тем станица была обнесена высоким валом с колючим терновником, оборона рвов была усилена рогатками; на валу стояли четыре орудия, а в середине возвышался сильный редут.
Начался отчаянный приступ. <b>Некрасовцы в нем, однако, не участвовали; они стояли в стороне и своими криками даже ободряли защитников. Следует отметить, что до этого, некрасовцы, под давлением кубанского сераскира, посылали гребенцам прокламационные письма, с целью возмутить казаков.</b> Савельев лично распоряжался всею обороной. Разряженные в пух, моздокские казачки, не успевшие сбросить свои нарядные сарафаны, высыпали также на вал, вооружившись серпами, вилами и косами; на них Савельев возложил обязанность поддерживать горящие костры, разогревать смолу и лить кипяток на головы штурмующим. Сохралилось предание, что даже праздничные щи, готовившиеся в тот день к обеду, пошли у них на дело защиты. (После поражения под Науром, кабардинцы долго не могли забыть позора. Даже мирные из них старались не встречаться с моздокским казаком, боясь насмешек на счет того, "как Кабарда пошла воевать, да не управилась с казацкими бабами". Когда же приходилось встречать кого-нибудь из них с обожженым лицом, то казак и казачка уже наверное не пропустят, бывало, случая позубоскалить над злополучным джигитом.
<b>"А что, дос (приятель), не щи-ли в Науре хлебал?"</b> - спросит, бывало, казак и провожает добродушным смехом угрюмо молчащего кабардинца.)
Моздокские казачки не пугались ни свиста пуль, ни стрел, ни дикого рева и гика нападавщих. Спокойно, рядом со старыми волжскими бойцами, встречали они яростные атаки врага, обливали их кипящей смолой, защищались серпами и косили их косами; они же перетаскивали на руках чугунные пушки с места на место, смотря по тому, где усиливался приступ.
12-ть часов длилась кровавая борьба за обладание Науром, и целый день истомленные боем наурцы ожидали выручки; но выручка не появлялась. Медем, зная, что на помощь к Шабазу (помощник крымского хана Девлет-Гирея) идут значительные силы кумыков и чеченцев, стал у Моздока, охраняя эту важную для целого края крепость. Дать знать в Кизляр также было невозможно; сухопутное сообщение было прервано, а несколько казаков, вызвавшихся отправится в каюке водою, попали под сильный перекрестный огонь с обоих берегов Терека и вынуждены были возвратиться назад. Изрешетченный пулями каюк пошел ко дну, а казаки, спасаясь в прибрежных камышах и зарослях леса, едва-едва добрались до Моздока. Враг, видимо, истощился в бесплодных усилиях овладеть Науром и временно притих. Предание говорит, что в эту минуту казак, по фамилии Перепорх, направил орудие на курган, где была ставка Шабаза, и удачным выстрелом разнес палатку Калги и вместе с тем убил любимого его племянника. В этой случайности Калга увидел дурное предзнаменование и, сняв осаду, ночью потянулся обратно. 12 июня разбитое скопище опять прошло мимо Моздока и, опять, встреченное пушечными выстрелами, потеряло несколько лошадей и двух человек убитыми.
Потери неприятеля простиралась до 800 человек, преимущественно кабардинцев.
... Не прошло несколько дней после отбитого штурма, как перед Науром, по ту сторону Терека появилась трехтысячная партия чеченцев и кумыков, очевидно стремившаяся соединиться с Калгою, но опоздала и, узнав о его поражении, бросилась вверх по Тереку, расчитывая найти его еще в Кабарде. Тогда Савельев со всем Моздокским полком и поручик Зимин с гусарами переправились на правый берег реки и 18 июня успели пересечь им путь. Савельев устроил засаду. Встреченные внезапным картечным огнем из орудий, искусно скрытых в густых кустах, чеченцы смешались, а удар казаков и гусар довершил их поражение. Вся партия рассеялась. Около 76 человек были изрублены, и казаки привезли с собой в Моздок три знамя, 20 тел и 12 вражеских голов.
 
Форум » Общее по казачеству и военной истории » Вопросы по казачеству » Как казацкие жены джигитов щами угощали
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: